Меню Закрыть

КОЧЕТКОВ Юрий Иванович

КОЧЕТКОВ Юрий Иванович (15 июня 1927 – 13 апреля 2011). Астраханский журналист, поэт, писатель. Работал в газете «Волга», на областном радио и телевидении. Был собственным корреспондентом Всесоюзного радио и Центрального телевидения по Астраханской области. Член Союза журналистов.


13 апреля 2011 года ушел из жизни замечательный журналист и поэт, участник Великой Отечественной войны Кочетков Юрий Иванович. Журналистские тропы сводили его с разными людьми: рыбаками, библиотекарями, поэтами. Интеллигентная скромность и внутреннее достоинство всегда отмечало этого человека. Его стихи будут читать еще многие поколения, ведь его поэзия пронизана любовью к жизни.

«Если через мир проходит трещина, то в первую очередь она проходит через сердце поэта», – эта мысль классика как нельзя более точно отражает творческий и человеческий облик астраханского журналиста и литератора Юрия Ивановича Кочеткова. Блестящий очеркист с начала шестидесятых годов вошёл в число лучших журналистов Астрахани, активно участвуя в литературном процессе, пробиваясь к сердцам людей через самый оперативный и наступательный жанр публицистики.

Многие года Ю.И.Кочетков посвятил работе на астраханском радио и в областной газете «Волга», где был заведующим отделом и ответственным секретарём редакции. Продолжительное время Юрий Иванович работал собственным корреспондентом Всесоюзного радио и Центрального телевидения по Астраханской области. Его мягкий доверительный голос с рассказами о наших земляках – рыбаках и животноводах, овощеводах и газовиках, природных богатствах Волжского Понизовья слышали во всех уголках тогдашнего Союза Советских Социалистических республик.

В любом жанре, в котором работал Кочетков, будь то публицистический очерк, художественная зарисовка к фотоальбому о любимом волжском крае, портрет интересного человека, земляка-астраханца или сельчанина, лирическое или гражданственное стихотворение, поэтическое эссе, проникновенностью чувств напоминающее небольшую новеллу, рассказ о тревожной юности или повесть «Последний призыв», солдатом которого был Юрий Иванович, он знал, о чём и как сказать людям.

В каждом его произведении – неподдельная, пропущенная через собственное сердце боль за Россию и любимую малую родину – Астрахань, с которой Кочетков изначально, с самого рождения, чувствовал нерасторжимую связь:

Я здесь родился,
В понизовье,
Где рвёт моряна паруса,
Где изогнулась тонкой бровью
Волной омытая коса, –

в этих строках из первого поэтического сборника Юрия Кочеткова с гордым названием «Я здесь родился» (1965) – искренняя любовь к родному краю с великой рекой, «что берёт начало из былины», с закатным небом, до того красивым, будто его кто-то «вымазал малиной».

Писатель родился в Астрахани 15 июня 1927 года. С детских лет его окружала живописная красота Понизовья, он рано узнал рыбацкий труд, поскольку много времени проводил у родственников в Красном Яру, вместе с дядей-рыбаком и троюродным братом месяцами жил в лодке, осваивая небольшой плавучий невод. «Тихо, луна светит и где-то далеко девчата поют», – вспоминал Юрий Иванович рыбацкие вечера, которые создавали поэтический настрой в душе.

Он рано научился читать, лет пяти-шести впервые прочёл Пушкина, пробовал писать стихи сам. Поэзия с самого начала не была для Юрия Кочеткова некоей прекрасной отвлечённостью, сказкой. В сознании мальчика небыль и явь слились в одно, поэзия отождествляла действительность. Ему представлялось, что именно здесь «Пушкин был, встречал здесь зори и здесь писал про лукоморье и про учёного кота». Юный романтик зримо видел, как у ствола могучего дуба рыбак запирает лодку «замком на ту златую цепь», зверя, идущего камышовой тропою, избушку, «где сама собою со скрипом открывалась дверь» и даже русалку, шагнувшую «в туман из воды». Его Лукоморье – здесь, рядом с нами, «в краю рыбацким», «в заливе тихом за селом». Это его, наше Лукоморье, поэт совсем юным ушёл защищать от врага на фронт. О нём, когда-то сказочно богатом нашем крае, всегда тревожилось его чуткое сердце.

Первый поэтический сборник Кочеткова был одобрен критикой. В рецензии, опубликованной в «Комсомольце Каспия» 23 июня 1965 года, И.Ростовцев называл выход книги Кочеткова отрадным явлением, отметив, что стихи проникнуты теплотой, любовью к местным рекам, затонам, протокам, к штормовому Каспийскому морю. Рецензент М.Котов, в процессе подготовки для журнала «Волга» заметок о первых книжках молодых поэтов-волжан перечитавший до десятка сборников, изданных за три года, искренне обрадовался, взяв в руки книгу «Я здесь родился»: «И вдруг – находка, пока ещё небольшая, скромная, но всё-таки находка, в которой, как солнце в капле воды, отражается и красота матушки Волги, и сама поэтическая душа волжанина»:

В рассветной дымке стынет Волга
У ног прибрежных деревень.
Её и расплескать недолго,
Как чашу, налитую всклень.
Ещё и звёзды видеть можно
Под волжским утренним стеклом.
Не потому ль так осторожно
Рыбак работает веслом?

Проза, журналистика и поэтические опыты в творчестве Юрия Кочеткова всегда идут параллельно, пересекаясь, взаимодополняя и взаимообогащая друг друга. В основе вышедшего двумя годами ранее сборника очерков и рассказов «Вторая молодость» (1963) без сомнения лежат журналистские впечатления, фабула ни одного из рассказов не выдумана.

В рецензии «Точный прицел!» («Волга», 27 февраля 1964 г.) А.Гаркуша писал: «Светлые образы свидетельствуют, что у автора зоркий глаз и чутьё художника – «Остывающее солнце висит над стройным тополем, как фонарь на мачте!» Образно и просто». Таких поэтичных находок в сборнике немало. Вот в ведре, налитом всклень, «вода колышется, играя солнечными бликами, будто чья-то щедрая рука швырнула в него горсть золотинок. Обычные, прозаические, бытовые детали под пером художника оживают, становятся живописными: «Незаметно кончилось лето. Солнце будто состарилось, стало вялым и скучным». Или: закат полощется на другом берегу «алым гигантским парусом». Автор достоверно описывает события, свидетелем и участником которых он был. Детали рыбацкого труда известны ему не понаслышке, он показывает различные характеры, описывает людские поступки и судьбы, и в каждом описании чётко видна личная гражданская позиция писателя. Герой рассказа «Девушка с огнёвки» Алексей служил в морской пехоте и в десантных войсках Севастополя. С этим городом связаны армейские годы Кочеткова – в тревожное послевоенное время он служил в частях морской авиации Черноморского флота.

Все годы учёбы Юрий писал стихи, вёл дневниковые записи. «За несколько перегонов от нас пролегал фронт, и мы подсчитывали дни, когда наконец-то зачитают выпускной приказ и двинем на запад. У каждого была своя арифметика, и всё же выходило так, что можем не успеть. Нетерпением страдал каждый. Кто-то даже слух пустил, чтобы душу потешить, что бумага пришла: сократить и без того укороченный курс обучения. И когда в роте обнаружили вдруг вора, переодели его в солдатское б/у с обмотками и отправили на пересыльный пункт, многие ему завидовали: его отправили на фронт. Даже если через трибунал штрафником, всё равно туда, на передовую», – в этой небольшой новелле «Во втором эшелоне», как и в каждом рассказе, отрывке или повести о солдатах последнего военного призыва, показана тревожная правда о штрафном батальоне, о том, как был задержан в лесу фашистский пособник, проникший в училище под чужим именем, о первой любви и о многом другом. О солдатах фронта и тыла, о героях и совсем простых, незаметных людях, Юрий Кочетков рассказал языком сочным и ярким, правдиво и без прикрас.

У каждого из них разные судьбы и одна судьба на всех – судьба Отечества, судьба России. Каждый, кто вместе с писателем оказался во втором эшелоне, понял, что его передовая проходит теперь здесь – армии и флоту были нужны не только бойцы с автоматами, но и специалисты по современному оружию. После окончания курса военного обучения в мае 1946 года Юрий Кочетков был направлен в Севастополь, потом служил под Одессой. Вся служба проходила в частях морской авиации Черноморского флота, а закончилась в Ейске на Азовском море через сем лет, в 1951 году – война безжалостно повыбила из рядов старших, и солдаты последнего призыва охраняли мир, доставшийся такой страшной ценой. Юрий Кочетков охранял мирное небо над двумя морями, так сбылась его морская мечта, ради встречи с которой, как сказано в одном из его стихов, «стоило рисковать». Он летал радистом на американских «Каталинах», был механиком на радио и радиолокации. Солдаты последнего фронтового призыва официально признаны участниками Великой Отечественной войны. Юрий Иванович Кочетков награждён юбилейными фронтовыми медалями, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945», «ХХХ лет Советской армии и флота», юбилейной медалью «За доблестный труд», которую получил в ознаменование столетнего юбилея со дня рождения В.И.Ленина. Именно в этот день, 22 апреля 1970 года, Кочетков был утверждён в должности собственного корреспондента Всесоюзного радио. Юрий Кочетков в стихах говорит:

Я – солдат,
И строчки, как солдаты,
Быть всегда обязаны в строю.

В его молодости было столько впечатлений, что не писать он просто не мог. Судьба одарила его многими интересными встречами. В армии он был комсоргом эскадрильи, а комсоргом полка был самый юный герой фадеевской «Молодой гвардии» Радик Юркин. В годы прохождения службы на глаза Юрию Кочеткову попался журнал «Смена», в котором были напечатаны стихи астраханца Юрия Маркова. Завязалась переписка, поэты подружились, и после двухлетней работы в Улан-Баторском аэропорту Монгольской Народной Республики Кочетков был приглашён Марковым на работу в радиокомитет. К этому времени в астраханских газетах уже публиковались стихи Кочеткова о море флотской жизни, о Монголии. Молодой поэт посещал литературное объединение, которым в то время руководил прозаик Александр Иванович Черненко, ставший впоследствии главным редактором ленинградского журнала «Нева». Знакомство и дружба с поэтами Борисом Шаховским и Николаем Поливиным укрепила в Юрии Кочеткове любовь к поэзии, к русской литературе в целом. Оба они были редакторами его первых книг, а после смерти Б.Шаховского Волгоградское книжное издательство доверило Кочеткову составление посмертного сборника поэта-фронтовика, к которому Юрий Иванович написал вступительную статью.

Были в судьбе Кочеткова и встречи с Михаилом Лукониным, народным поэтом Таджикистана Мирзо Турсун-заде, писателями Михаилом Алексеевым, Леонидом Соболевым, Марком Максимовым. Долгое время поэт переписывался с П.М.Лавутом, одним из биографов Владимира Маяковского.
«Для пишущего человека очень важно соприкосновение с людьми, известными в литературном мире», – справедливо отмечал поэт, воспринявший как подарок судьбы знакомство с семьёй Гиляровских. Этому событию Ю.Кочетков посвятил очерк «Дом в Столешниках».

С Николаем Поливиным Юрий Кочетков дружил полвека. Именно Поливин написал рецензию «О тайнах моря и боли людской» на поэтический сборник Кочеткова «Поющая раковина» (1997), необыкновенно точно прочувствовав новую ступень в творчестве своего друга. «Листаю новую книжку стихов, и возникает такой образ: на корабль русской поэзии поднимается штурман изящной словесности, астраханец Кочетков Юрий Иванович. Он пишет о море, о глубинах океана. И не только… Им сделан ещё один шаг вверх по ступенькам мастерства. «Поющая раковина» – не просто очередная веха в творчестве одарённого человека, а диплом на зрелость окрепшего таланта». Открывается поэтическая книга стихотворением «Поющая раковина», в котором Поливин, помимо идеи взаимосвязи всего живого на море и на суше, точно подметил боль автора за шторм в родной стране: «Штормит в нашей стране нынче крепко, и не просто удержаться на плаву. Больно всякой русской душе, что великая Россия оказалась распятой». Эта боль выплеснулась в стихотворениях «Шторм» и «Расстрелянный город», в котором явно угадывается Грозный – «растерзанный город», ставший памятником войне и двадцатому столетью».

В поэте остро пульсирует боль за своё поруганное Отечество, где «гордятся пропиской в Бутырках заблудшие сыновья». Кочетков одним из первых почувствовал начало падения великой державы, опубликовав в газете «Волга» 3 декабря 1994 г. стихотворение «Мои окаянные дни». В публицистическом очерке «Что век грядущий нам готовит?..» (1998) Юрий Кочетков, с горечью отмечая падение в России нравственного начала, когда «вновь в почёте тот, кто неслыханно богат», а слово «Отечество» превращают в абстракцию, в нечто туманное видит очищение нации в крепости духа, о чём «громко молчит бесконечное наше терпение». «Надо бы очиститься от грязи нового средневековья, содрать с себя налипшую ракушку и разъедающую нас ржу, ступить на порог нового века с чистой совестью и воистину с благими намерениями, дабы переход этот не стал изломом земной коры, людских душ и судеб», – пишет поэт и гражданин, лирическая муза которого, пройдя большой жизненный путь, не изменила своего романтического характера, что ясно выражено в кочетковских эссе и художественных зарисовках, являющихся естественным продолжением его поэзии. Она стала более волевой, познав мучительные сомнения и тревоги. Мощная работа интеллекта не лишает благотворительной ранимости, но учит и побуждает преодолевать страдания. Открытости, доверчивости и совестливости Кочетков черпает у родной провинции, в которой «хлебнул когда-то русского деревенского детства». В его сознании рано сложился образ Родины, которая «и воздух, и хлеб, и трава, и небо. И…состояние души». А душа у автора «Лазоревых цветов» и «Поющей раковины» всегда была открыта людям и своему многострадальному Отечеству. И если морская раковина поёт о «тайнах жизни в океане», то душа поэта поёт обо всём, что его тревожит, иногда срываясь в тревоге за происходящее вокруг на крик негодования.

За честную гражданскую позицию поэт вместе с астраханским краеведом Александром Марковым был поощрён наградным знаком «В ознаменование 200-летия со дня рождения А.С.Пушкина», вручённым народно-патриотическим союзом России.

Верится, что гордые стихи и смелые публицистические выступления Юрия Ивановича Кочеткова помогут выстоять и выжить нашей России «в шторме жития земного». Непременно помогут, поскольку их автор жил одною болью с Волгой и Россией.

Дина Немировская,
астраханская журналистка, поэтесса, литератор.

Источник