Меню Закрыть

БЕЛЯКОВ Николай Алексеевич

Имя Николая Белякова как журналиста появилось под статьями газеты «Коммунист» в конце 30-х годов XX века. Его амплуа – речной и морской транспорт в условиях со­циалистического строительства. Статьи Николая Алексе­евича были эмоциональны и правдивы. Они освещали недостатки в работе флота и показывали пути к новым свершениям. Отечественная война застала Белякова в должности редактора газеты «Советский танкер» – орган «Волготанкера». Беляков просился на фронт, но его не взяли. Врачи обнаружили затемнение правого лёгкого. Но это не мешало ему с огромным напряжением рабо­тать не только в газете, но и быть членом эвакуационной комиссии, которая заботилась о беженцах, прибывающих в Астрахань из западных областей СССР, охваченных войной. В 50-е годы Николай Алексеевич был редакто­ром газеты на флагмане китобойной флотилии «Слава».

На судах флотилии он избороздил два океана и во­семь морей. В многотрудной журналистской работе ему приходилось встречаться со многими интересными людьми.

Я познакомился с Беляковым, когда он был уже на заслуженном отдыхе, но вёл общественную работу, был председателем Астраханского общества книголюбов. Его часто можно было видеть в кабинетах редакции «Волга» с новой книгой в руках. И он доказывал собравшимся журналистам её достоинства. В его обширной библио­теке имелись книги с автографами известных писателей – Рюрика Ивнева, Константина Симонова, Бориса Ша­ховского, Фёдора Гладкова…

Кстати, это Беляков устроил в 1951 году встречу писа­теля Ф. Гладкова с журналистами редакции газеты «Вол­га». Журналисты хорошо знали Гладкова по его пьесе «Ватага» и повести «Вольница», которые были написа­ны по материалам промысловой жизни в низовьях Волги. После встречи Гладков сфотографировался с сотрудни­ками редакции. Это фото сохранилось. По правую руку писателя сидит Николай Беляков.

В библиотеке Николая Алексеевича было много рари­тетных изданий и редких рукописей. Некоторые он приоб­ретал в комплексе. Я хочу остановиться на одном таком приобретении.

Как-то в редакции, во время войны, Белякову сказа­ли, что у астраханки Татьяны Фёдоровны Теребенковой жила родственница какого-то русского писателя и после её кончины осталось несколько коробов, набитых бума­гами, книгами, тетрадями, старинными открытками…

Белякову принесли показать собрание сочинений Тютчева, книгу эпиграмм, афоризмов и острот этого писателя под общим названием «Тютчевиана» и несколько его фотографий.

Вечером Николай Алексеевич отправился к Тере-бенковой. Словоохотливая и прямодушная, она многое поведала об умершей. Звали её Ольга Дмитриевна. Она приходилась внучкой поэту Фёдору Тютчеву, была до­черью одного из его сыновей – Дмитрия. Мужем Ольги Дмитриевны был морской капитан царской службы Кон­стантин Иванович Дефабр, из-за которого, наверное, и была сюда сослана в 1935 году. Она каждый месяц отме­чалась в органах НКВД.

Когда Ольга Дмитриевна заболела, Теребенкова уха­живала за ней, стояла в очередях за хлебом, достава­ла лекарства. Время было трудное, голодное. Татьяна Фёдоровна намекала, что, может быть, лишние вещи в коробах можно бы обменять на хлеб и крупу. Но Ольга Дмитриевна только руками махала:

– Да разве можно? Там моё самое сокровенное. Пока живу – берегу.

Но жить оставалось недолго. И вот теперь Теребен­кова повела Николая Алексеевича в сарай. Даже беглого осмотра Белякову было достаточно, чтобы определить – в коробах находился личный архив внучки поэта. Ольга Дмитриевна не взяла из Ленинграда ни одежду, ни посу­ду, ни одеяла – ничего, кроме плетённых из лыка двух коробов, спешно набитых дорогими сердцу реликвиями. С большим сожалением Беляков узнал, что хозяйка квар­тиры уже успела кое-что из этих коробов употребить для растопки сырых дров в печке. Но большую часть архива удалось спасти.

Николай Алексеевич показал мне все эти редкости – копию формулярного списка Фёдора Ивановича Тютче­ва, рукописную «Родословную дворян Тютчевых». Мини­атюрный портрет какого-то старца, вставленный в оваль­ную серебряную рамочку с синей эмалью, рукописные дневники мужа Ольги Дмитриевны лейтенанта Дефабра, рукописный «План сельца Мураново», фотографии Фё­дора Тютчева, сделанные примерно в 1860-е годы, фо­тография сына Дмитрия Ивановича Тютчева с женой, сделанная в фотоателье Левицкого в Санкт-Петербурге, на Мойке, 30…

В 1984 году Беляков передал часть материалов ар­хива Ольги Дмитриевны в музей Фёдора Тютчева в селе Оветуг, на родину поэта. Многое он передал и в музей Ф.И. Тютчева в Мураново под Москвой.

Николай Алексеевич Беляков умер весной 1988 года. У него всё ещё оставались замечательные материалы из архива Ольги Дмитриевны. Их отвезли в Оветуг род­ственники Белякова. И всё же часть материалов оста­валась в Астрахани. Я приобрел у Николая Алексееви­ча незадолго до его смерти альбом Ольги Дмитриевны с открытками и фотооткрытками, которые отражали её жизнь в усадьбе Мураново. Были там изображения и её мужа Константина Ивановича Дефабра – участника Рус­ско-японской войны. Больной туберкулёзом Беляков жил на небольшую пенсию и очень нуждался, поэтому про­дал мне альбом с уговором, чтобы он всегда оставался в Астрахани. Ведь Ольга Дмитриевна умерла в Астрахани, и это будет хоть какая-то память о ней.

На основании материалов этого альбома я написал несколько очерков о судьбе Ольги Дмитриевны и её мужа Константина Дефабра. А в октябре 2006 года я передал альбом внучки Тютчева на вечное хранение в фонды Астраханского государственного архива.

Александр МАРКОВ.
2006 г.