Имя Николая Белякова как журналиста появилось под статьями газеты «Коммунист» в конце 30-х годов XX века. Его амплуа – речной и морской транспорт в условиях социалистического строительства. Статьи Николая Алексеевича были эмоциональны и правдивы. Они освещали недостатки в работе флота и показывали пути к новым свершениям. Отечественная война застала Белякова в должности редактора газеты «Советский танкер» – орган «Волготанкера». Беляков просился на фронт, но его не взяли. Врачи обнаружили затемнение правого лёгкого. Но это не мешало ему с огромным напряжением работать не только в газете, но и быть членом эвакуационной комиссии, которая заботилась о беженцах, прибывающих в Астрахань из западных областей СССР, охваченных войной. В 50-е годы Николай Алексеевич был редактором газеты на флагмане китобойной флотилии «Слава».
На судах флотилии он избороздил два океана и восемь морей. В многотрудной журналистской работе ему приходилось встречаться со многими интересными людьми.
Я познакомился с Беляковым, когда он был уже на заслуженном отдыхе, но вёл общественную работу, был председателем Астраханского общества книголюбов. Его часто можно было видеть в кабинетах редакции «Волга» с новой книгой в руках. И он доказывал собравшимся журналистам её достоинства. В его обширной библиотеке имелись книги с автографами известных писателей – Рюрика Ивнева, Константина Симонова, Бориса Шаховского, Фёдора Гладкова…
Кстати, это Беляков устроил в 1951 году встречу писателя Ф. Гладкова с журналистами редакции газеты «Волга». Журналисты хорошо знали Гладкова по его пьесе «Ватага» и повести «Вольница», которые были написаны по материалам промысловой жизни в низовьях Волги. После встречи Гладков сфотографировался с сотрудниками редакции. Это фото сохранилось. По правую руку писателя сидит Николай Беляков.
В библиотеке Николая Алексеевича было много раритетных изданий и редких рукописей. Некоторые он приобретал в комплексе. Я хочу остановиться на одном таком приобретении.
Как-то в редакции, во время войны, Белякову сказали, что у астраханки Татьяны Фёдоровны Теребенковой жила родственница какого-то русского писателя и после её кончины осталось несколько коробов, набитых бумагами, книгами, тетрадями, старинными открытками…
Белякову принесли показать собрание сочинений Тютчева, книгу эпиграмм, афоризмов и острот этого писателя под общим названием «Тютчевиана» и несколько его фотографий.
Вечером Николай Алексеевич отправился к Тере-бенковой. Словоохотливая и прямодушная, она многое поведала об умершей. Звали её Ольга Дмитриевна. Она приходилась внучкой поэту Фёдору Тютчеву, была дочерью одного из его сыновей – Дмитрия. Мужем Ольги Дмитриевны был морской капитан царской службы Константин Иванович Дефабр, из-за которого, наверное, и была сюда сослана в 1935 году. Она каждый месяц отмечалась в органах НКВД.
Когда Ольга Дмитриевна заболела, Теребенкова ухаживала за ней, стояла в очередях за хлебом, доставала лекарства. Время было трудное, голодное. Татьяна Фёдоровна намекала, что, может быть, лишние вещи в коробах можно бы обменять на хлеб и крупу. Но Ольга Дмитриевна только руками махала:
– Да разве можно? Там моё самое сокровенное. Пока живу – берегу.
Но жить оставалось недолго. И вот теперь Теребенкова повела Николая Алексеевича в сарай. Даже беглого осмотра Белякову было достаточно, чтобы определить – в коробах находился личный архив внучки поэта. Ольга Дмитриевна не взяла из Ленинграда ни одежду, ни посуду, ни одеяла – ничего, кроме плетённых из лыка двух коробов, спешно набитых дорогими сердцу реликвиями. С большим сожалением Беляков узнал, что хозяйка квартиры уже успела кое-что из этих коробов употребить для растопки сырых дров в печке. Но большую часть архива удалось спасти.
Николай Алексеевич показал мне все эти редкости – копию формулярного списка Фёдора Ивановича Тютчева, рукописную «Родословную дворян Тютчевых». Миниатюрный портрет какого-то старца, вставленный в овальную серебряную рамочку с синей эмалью, рукописные дневники мужа Ольги Дмитриевны лейтенанта Дефабра, рукописный «План сельца Мураново», фотографии Фёдора Тютчева, сделанные примерно в 1860-е годы, фотография сына Дмитрия Ивановича Тютчева с женой, сделанная в фотоателье Левицкого в Санкт-Петербурге, на Мойке, 30…
В 1984 году Беляков передал часть материалов архива Ольги Дмитриевны в музей Фёдора Тютчева в селе Оветуг, на родину поэта. Многое он передал и в музей Ф.И. Тютчева в Мураново под Москвой.
Николай Алексеевич Беляков умер весной 1988 года. У него всё ещё оставались замечательные материалы из архива Ольги Дмитриевны. Их отвезли в Оветуг родственники Белякова. И всё же часть материалов оставалась в Астрахани. Я приобрел у Николая Алексеевича незадолго до его смерти альбом Ольги Дмитриевны с открытками и фотооткрытками, которые отражали её жизнь в усадьбе Мураново. Были там изображения и её мужа Константина Ивановича Дефабра – участника Русско-японской войны. Больной туберкулёзом Беляков жил на небольшую пенсию и очень нуждался, поэтому продал мне альбом с уговором, чтобы он всегда оставался в Астрахани. Ведь Ольга Дмитриевна умерла в Астрахани, и это будет хоть какая-то память о ней.
На основании материалов этого альбома я написал несколько очерков о судьбе Ольги Дмитриевны и её мужа Константина Дефабра. А в октябре 2006 года я передал альбом внучки Тютчева на вечное хранение в фонды Астраханского государственного архива.
Александр МАРКОВ.
2006 г.