Меню Закрыть

ДРЮКОВ Евгений Михайлович

Дрюков Евгений Михайлович. Астраханский журналист. Работал в районной прессе. Был многолетним редактором лиманской районной газеты. Публиковался в областных изданиях.


В 1957 году Женя Дрюков впервые пришёл в редакцию Лиманской районной газеты «Социалистический путь», выразив желание писать, стал внештатником. Героями первых публикаций были земляки-заречненцы – труженики колхоза «Красная звезда», комсомольцы. На страницах газеты долго существовала «его» рубрика «Гордись сельской пропиской» – о почине юношей и девушек после окончания школы идти работать в сельское хозяйство. Евгений Михайлович вспоминал то время с особым трепетом: пареньку было всё ново и интересно. «Хорошо помню героев своих материалов: доярок, чабанов, механизаторов, бахчеводов», – делился он.

В 1961 году его пригласили работать в штат редакции. Руководил коллективом Д.А. Зуйков. Вот воспоминания Дрюкова: «Из-за отсутствия своей автомашины командировки длились два-три дня. Добирались до сёл на попутках, чаще с почтовиками. Имелось даже письменное распоряжение брать корреспондентов на этот спецтранспорт. Поскольку в кабине с водителем находился сопровождающий – фельдъегерь, мы тряслись в кузове, рядом с мешками и посылочными ящиками. На ферму, полеводческую бригаду – уже пешком. Всё увиденное, услышанное, пережитое обретало форму статей, зарисовок, интервью». Отдалённость участков, нехватка транспорта, а также ручной набор и вёрстка газеты не позволяли работать оперативно. Но энтузиазм, любовь к выбранному делу помогали сократить время и не замечать трудностей.

Жизнь в стране тоже отличалась обилием информации. Её районщики узнавали по радио. Как правило, передачи для газет велись в ночное время, а электросвет в райцентре горел до полуночи. Радиоприёмник работал от батарей, освещением служила керосиновая лампа. «Помню, мне посчастливилось первому узнать и записать сообщение ТАСС о полёте в космос первого советского человека – Юрия Алексеевича Гагарина, – рассказывал Евгений Михайлович. – Старался не пропустить ни одного слова диктора, не сделать ошибки. Сколько лет прошло, а я тот момент забыть не могу…»

В армии, куда был призван Евгений Дрюков, он принял решение учиться дальше. Поскольку журналистских факультетов в Астрахани не было, он поступил заочно в Астраханский педагогический институт на отделение русского языка и литературы.

После того, как Лиманский район стал самостоятельным, Евгений Дрюков вновь работал в штате редакции газеты «Сельский коммунист». Так описывал он свои впечатления: «Журналист – особая профессия. Она требует ответственности, постоянного поиска форм подачи материала. Помню, к 30-летию Победы поставил перед собой цель – написать о тридцати участниках Великой Отечественной войны. И написал. Начал рассказами о Героях Советского Союза Н.К. Храпове и И.В. Ходыреве, кавалере трёх орденов Славы Ф Д. Щербакове. Писал о простых и скромных солдатах».

В 1969 году вместе с фотокорреспондентом газеты, участником Великой Отечественной войны Михаилом Ирижиповичем Рафиковым вступил в члены Союза журналистов СССР. Дружбой с этим человеком Евгений Михайлович особенно гордился. «Не счесть дорог и мест, где нам с ним довелось побывать, – говорил Дрюков. – Счастлив, что многие материалы приходилось готовить в соавторстве. В Рафикове я всегда ценил искренность, преданность своему делу, ведь он каждый день (!), вплоть до пенсии, ездил за двадцать с лишним километров на работу. Это Мастер с большой буквы. Можно долго рассказывать о трагичных и комичных эпизодах совместной работы с фотокором, когда на редакционном мотоцикле бывали на чабанских стоянках за Басами, у рыбаков 9-й Огнёвки или у бахчеводов…». И вполне закономерен тот факт, что именно сотрудник районной газеты, ныне пенсионер М.И. Рафиков был одним из первых удостоен звания Почётного жителя Лиманского района.

В своей трудовой биографии Евгений Дрюков прошёл путь от младшего литсотрудника до редактора газеты. Он – единственный, кто столь долгое время (1976 – 1985) возглавлял журналистский коллектив. Причем занимал ли он должность корреспондента или ответственного секретаря, заместителя редактора или редактора, всегда старался делать всё безупречно. Ещё одна отличительная черта, характеризующая его как высокопрофессионального журналиста, – это желание писать. Он один из немногих ответственных секретарей, а затем – редакторов газет, который был пишущим. Потребность писать, быть в гуще событий не покидала его до самой смерти.

Многие поколения сегодняшних лиманских журналистов с теплотой вспоминают о своём бывшем редакторе. Евгения Михайловича  Дрюкова по праву считают своим учителем. Он не боялся принимать на работу молодых, неумелых, растил и воспитывал из них настоящих профессионалов.

Так получилось, что в конце 80-х годов Евгений Михайлович оказался оторванным от своей любимой работы. Но он не согласился с ролью журналиста, оставшегося не у дел. По приглашению своего коллеги и друга, редактора газеты «Енотаевский вестник» Р.А. Давлетова в 1989 году переехал с семьёй в село Енотаевка. Здесь работал заместителем редактора до 1993 года. В то время в «Енотаевском вестнике» появились целевые полосы «А вам слабо?» (о спортивной жизни), интересные материалы под рубрикой «Земляки». Евгений Михайлович вёл кружок юнкоров, организованный при районном центре детского творчества. Гордился своими выпускниками, которые поступили на филологический факультет Астраханского государственного университета.

Евгений Михайлович многие годы был внештатным корреспондентом областной газеты «Волга». Его очерки, зарисовки всегда отличались особой художественностью, образностью, хорошим литературным стилем. Евгений Михайлович был знатоком русского языка, не терпел косноязычности, безграмотности. Считал газетчиков хранителями, учителями и проповедниками русского языка.

26 июля 2004 года после тяжёлой болезни Евгений Михайлович Дрюков скончался, похоронен в селе Енотаевка Астраханской области.

Светлана КРАСОТИНА (ДРЮКОВА).


Вспоминают коллеги

Мастер

За почти вековую историю через редакционную кухню прошли сотни журналистов. Кто-то появлялся на короткое время, кто-то оставался надолго. Чьё-то имя спустя много лет передаётся, как легенда, а кого-то и не вспоминают. Но есть люди, которые стоят особняком. Чьё имя невозможно стереть из памяти, кто внёс существенный вклад в развитие «районки» и способствовал её становлению. Кто вырастил большое количество молодых журналистов и стал отправной точкой в их судьбе. Я говорю о Евгении Михайловиче Дрюкове. Редактор, который принял меня, девятнадцатилетнюю девчонку без образования, на работу. Кто поверил и дал путёвку в дальнейшую творческую жизнь. Кого в своё время отлучили от журналистики, а он вновь смог вернуться в профессию и завоевать своего читателя. Умнейший человек, журналист, член бюро райкома партии.

Он держал весь наш коллектив (в основном состоящий из женщин). Терпел капризы, сглаживал амбиции и создавал творческую атмосферу в коллективе. С ностальгией вспоминаю редакционные планёрки, на которых разбирали каждый материал, вышедший в газете. По заслугам за корявость доставалось всем: и маститым, и молодняку. Но зато если хвалили, если материал признавали лучшим, то человек чувствовал себя на седьмом небе от удовольствия. Никогда не спускал просчёты, но перед райкомом партии, который всегда следил за публикациями, непременно отстаивал корреспондента, даже если ругали газету за эти же просчёты.

Газета для Евгения Михайловича была смыслом жизни. Это живой организм, это читатели, интересы которых были превыше всего, это герои публикаций. Дрюков мог всё: написать красивый очерк или серьёзный аналитический материал, нарисовать макет, если нет ответственного секретаря, продумать, о чём писать через месяц, через два. Он умело расставлял кадры. Газеты тех времён и сейчас листаешь с удовольствием. Критика била не в бровь, а в глаз. Казалось, журналисты не боялись никого и ничего. Существовала обратная связь с читателями, и работать было интересно. И самое главное – редактор доверял своим журналистам. Если корреспондент побывал на участке, если изложил свою точку зрения именно так, значит, он имеет на это право. Значит, так дело и обстоит. Не подвергались сомнению выводы. Да, мы могли поспорить на планёрке, могли указать на резкий тон, но смысл материала оставался прежним.

Я ушла из газеты после того, как сняли Дрюкова. Было две причины: не хватало жизненного опыта, который потом дал мне райком комсомола; но важнее было то, что сменилась атмосфера, и доверия словам корреспондента не стало. Материалы перепроверялись, подвергались сомнению. Это было тяжело пережить, особенно в моём молодом возрасте. Хотя, может, и не права в оценке тех событий. А Евгений Михайлович Дрюков для меня по-прежнему остаётся тем человеком, который поверил, который поддержал, благодаря которому я состоялась как журналист.

Зоя Маслянинова,
журналист газеты «Лиманский вестник».

 

Принимал огонь на себя

В моём понятии — это просто глыба, непревзойдённый мастер слова. Человек, которому я многим обязан. Прежде всего тем, что он помог мне выбрать профессию, ставшую на долгие-долгие годы любимой.

Когда принимал на работу, помнится, сказал: «Считай, парень, что мы с тобой теперь дважды коллеги. Ну, во-первых, оба мы с тобой в прошлом пограничники. Ты, правда, только начинающий журналист, делающий по существу первые шаги в этом нелёгком деле, я — уже состоявшийся. Хорошенько запомни на всю жизнь — никогда не опускай крылья и не бойся трудностей. Будешь стараться – помогу, чем могу».

И помогал. И в отношении повышения творческого мастерства, и в решении бытовых вопросов. Было такое время, когда я собрался навсегда уйти из редакции — женился, родилась дочка, а жить негде. Подал заявление об увольнении по собственному желанию. «Чудак, ты хоть понимаешь, что делаешь-то? – с горечью в голосе произнёс Евгений Михайлович. – Ведь это же твоё, уж, поверь на слово. Есть и творческая жилка, и перспективы для роста. А что ждёт тебя на новом месте — ещё большой вопрос. Жалко же отпускать…»

Время показало: он был абсолютно прав. Сам обивал пороги вышестоящих инстанций: районного комитета партии, райисполкома. Убеждал, добивался, доказывал: одному из моих сотрудников срочно требуется жильё.

И добился. Вскоре я держал в руках долгожданный ордер на получение квартиры. А потом редактор из литературных сотрудников, с которых я когда-то начинал, перевёл меня на должность заведующего отделом сельского хозяйства.

Однажды нас срочным звонком вызвали в райком партии. Оказалось, что в областной газете «Волга» появилась небольшая заметка за моей подписью о том, что Лиманский район опаздывает с проведением мелиоративных работ. Я уже и забыл о том, что достаточно давно дал такую информацию областным коллегам. Времени слишком много прошло. Члены бюро с ходу набросились: «Дрюков, чего это там накорябал твой подчинённый? Позора теперь не оберёшься. Устрой-ка ему хорошенькую нахлобучку, чтобы впредь не высовывался».

Не боясь пойти против мнения товарищей по партии, Евгений Михайлович отвечал: «Прежде чем принимать радикальные меры, нужно сначала бы детально разобраться в сложившейся ситуации. Здесь нет абсолютно никакой вины нашего сотрудника. Информация в «Волге» появилась с заметным опозданием, когда подготовительные мероприятия к весенним полевым работам шли полным ходом. А тамошние журналисты дали явно устаревшие цифры».

Члены бюро в решительной форме заявили, что все заметки, предназначенные для областной прессы, особенно критические, необходимо согласовывать с ними. Дрюков стоит на своём: «Выходит, нужно давать только хвалебное, так что ли? Не согласен. Да и как можно заткнуть рот человеку, если он говорит правду?»

Не все тогда согласились с подобным мнением (никому ведь не хочется выносить сор из избы), но редактор принял огонь на себя, – словом, повёл себя как настоящий мужик. Согласитесь, идти против течения, отстаивать своё мнение, даже вопреки позиции других однопартийцев — поступок.

Это лишь один штрих к портрету моего Евгения Михайловича Дрюкова, но даже он говорит о многом. Как редактор организовывал и контролировал творческий и, так сказать, технологический процесс выпуска печатной продукции. Профессионал высочайшей пробы. Мог выполнять обязанности и корректора, и ответственного секретаря. Выдавал «на гора» и свой собственный материал: зарисовки, очерки, передовые статьи, репортажи, интервью. Не говоря уже об обычных заметках и информациях.

У него было удивительно лёгкое перо — такие «зубры» журналистики в «районках» встречались нечасто. Лично для меня в этом смысле всегда оставался примером для подражания.

Даже тогда, когда его «ушли» из нашей редакции, какое-то время продолжал приходить на работу — другого дела для себя просто не представлял. Мне до глубины души обидно, что коллектив не поддержал его в ту трудную минуту, не отстоял, хотя, наверное, и смог бы что-то для этого сделать. Дрюков попробовал себя на новом месте. Не сложилось: душа по-прежнему тянулась к тому, чему отдал практически всю жизнь.

Потом переехал вместе с женой в Енотаевку, устроился в местную газету. Материалы за его подписью стали частенько появляться в «Волге», «Астраханских известиях», других областных печатных изданиях. Как всегда, интересные, глубокие, сразу же привлекающие к себе внимание. Да иначе, наверное, и быть не могло — мастер, одним словом. Чего же тут можно ещё добавить.

Михаил Цыбуля,
журналист газеты «Лиманский вестник».