Меню Закрыть

К 100-летию со дня рождения Юрия Селенского

Для справки: Юрий Васильевич Селенский (настоящая фамилия – Гали́шников; 16 июня 1922, Астрахань — 22 июля 1983, Астрахань) – советский писатель и журналист. Писал под творческим псевдонимом, взятым в честь исторического района Селение, где родился и вырос

Вселенная Селенского

Он мог бы при желании стать артистом, известным врачом, моряком, мастером ставного лова или капитаном волжского парохода. Хотя мечтал он о небе, занимался в аэроклубе и если бы не противопоказания, точно стал бы авиатором. Но он выбрал другую стезю: беспокойные хлопоты ради нескольких минут в эфире, ради свежих новостей в газете. Это все о нем – о Юрии Селенском.

Моряна – ветер шалый

Работая на областном радио, а потом в газетах «Волга» и «Комсомолец Каспия» он побывал в самых разных местах нашего края, встречался и беседовал с самыми разными людьми. Замечательные очерки Юрия Васильевича о рыбаках Волги и Южного Каспия, моряках и речниках, о чабанах и овощеводах, художниках и актерах, размышления о проблемах уникальной природы Понизовья, исторические эссе о прошлом нашего края уже тогда привлекали образностью языка, интересными фактами, страстностью в изложении самых острых вопросов. Уже тогда кто-то из московских писак справедливо назвал Селенского «газетным поэтом Прикаспия».

В те годы соленые морские ветры гуляли по страницам астраханской прессы. Сальяны, Пирсагат, Тюб-Караган эти названия были на слуху у читателей и слушателей. Достижения морских рыбаков, экипажей нефтевозов и плотоводов ежедневно попадали в эфир, на полосы газет. Астрахань жила морем и рекой, и там жили и работали герои Селенского.

Журналистика дала ему опыт, литературные навыки, помогла ему достаточно легко перейти в ранг писателей. Первые тоненькие книжки, подобные «Автографу на вобле», «Пешком с пустым мешком» и «Две пригоршни моря» заявили о зрелом, талантливом, самобытном авторе. Впереди были «Крутая рамень», объединившая четыре повести о Нижней Волге и Северном Каспии и сборник «Моряна – ветер шалый». Селенский смеясь, говорил, что тонкие книжки прочитают все, а вот увлечь читателя освоить что-то солидное требует от писателя огромного таланта, чтобы книгочей не заснул над чтением.

Произведения Селенского настолько пропитаны неповторимой астраханской атмосферой, что даже не зная название и автора по двум-трем абзацам текста можно понять, что речь идет именно об Астрахани. Конечно, наиболее ярко это проявилось в книге «Не расти у дороги», главным героем которой сам автор назвал Астрахань. Этот обожженный полуденным солнцем город был для него своеобразной Вселенной, откуда он черпал свои творческие силы.

Думается, в связи со столетним юбилеем Юрия Селенского оживятся дискуссии критиков и литературоведов о его творчестве. Оставим им споры о стиле и языке его книг, о жизненности так называемой лирической прозы, ее метаморфозах и перспективах (если они есть вообще). Уверен, Юрий Васильевич менее всего думал об этих псевдонаучных перипетиях, он просто писал о том, что ему было дорого и что он старался в меру своих сил донести «граду и миру». Чувство языка, стиля, образность и юмор Селенского – скорее всего от Бога, и этот дар он реализовал достойно. Так в чем же обаяние книг Юрия Васильевича? Нет ответа на это, ребята! Как бы то ни было безусловно одно: в короне астраханской литературы он как маленький, но самый ценный бриллиант. Его творчество – завещание нам, астраханцам беречь и гордиться без понтов, гламура и фарса свершениями предыдущих поколений земляков, любить нашу старую неповторимую Астрахань, природные богатства края, самобытную культуру. В книгах Селенского нет нарочитой патетики, он говорит с читателем тихо, с сэлинжеровскими ходами, иногда со смехом, юмором, доверительно делится своими переживаниями и впечатлениями. Одно из достоинств Селенского, что он делает своими героями простых людей, которые в определенных условиях не изменяют своим нравственным принципам. Как отметил мудрый Александр Марков, в героях Селенского видится воплощение тех черт человеческой натуры, которые для самого автора были идеалом: энергия, мужество, готовность без лишних слов и рассуждений встать на защиту добра и справедливости. На том он и сам стоял в обыденной жизни, не обмениваясь на милость вышестоящих покровителей, ни на пресловутого золотого тельца. Время все расставило по своим местам и смело в небытие все наветы завистников, упреки в очернительстве, мелкотемье. Он стал нашенским, астраханским писателем.

Мы – газетеры

Когда вспоминают журналистику Селенского, обычно зацикливаются на радио и «Волге». Но Юрий Васильевич был очень чутким и доброжелательным по отношению к молодым коллегам, хотя обычно в редакции «молодежки» делал серьезную физиономию, тем более, что Игорь Бодров, один из тогдашних редакторов «Комсомольца Каспия», был по сути воспитан в строгости, как журналист в отделе информации «Волги», которым командовал Юрий Васильевич. Правда без смеха Игорь об этом не вспоминал. Дело в том, что Селенский находил любой повод для шутки, розыгрыша, мастерски владел искусством перевоплощения, но он и сам иногда попадался на встречные «заманихи» своего друга, зав. отделом оборонно-спортивной работы «молодежки» Константина Винокурова. Тот обладал артистическим даром, в годы войны даже играл в массовках эвакуированного в Астрахань театра оперетты. Так что взаимные розыгрыши продолжались непрерывно: то Винокурову якобы надо явится в собес за путевкой, то вдруг какая-то женщина приятным голосом просит Селенского посмотреть рукопись ее рассказов и назначает встречу у памятника Кирову. Мужская часть редакции «Комсомольца», следуя в погребок пани Моники, у главпочтамта вдруг неожиданно видит Селенского и начинает интересоваться, а что он здесь делает и т. д. То вдруг звонят из издательства «Волга» и предлагают мандарины только для членов Союза писателей, но со своей тарой и т. д. и т. п. Жизнь была веселой и насыщенной. В «Комсомольце» любили Юрия Васильевича за его открытость, юмор и эрудицию. Редакторы газеты Игорь Бодров, Анатолий Диенко, Юрий Соловьев в периоды литературного простоя давали ему возможность поработать в редакции. Так в конце 70-х в мою бытность ответственным секретарем «Комсомольца» Селенский был принят на работу в качестве литсотрудника секретариата, тогда мы были с ним уже на ты, несмотря на разницу в возрасте.

Юрий Васильевич к работе относился серьезно, он понимал: газета – это не халтура. Первым делом на огромных листах картона он нарисовал клеточки на три месяца вперед: это 36 номеров. Заполнил их названиями материалов уже имеющихся к секретариате, согласно квартальным планам-заявкам нарисовали будущие тексты. Потом мы все еще раз обсудили, вставили праздничные выпуски и публикации к памятным датам: получился чудесный план-макет. Затем я, как руководитель этого явно способного работника, составил ему личный творческий план. Все это сейчас похоже на бред сивой кобылы, но ведь помогало! С утра Селенский разбирал письма читателей и готовил ответы. У меня были заготовлены «болванки» ответов для графоманов, но Юрий Васильевич добавлял несколько бодрых строк, наподобие «Вам следует обратиться за консультацией к поэту Ваганову Н. В.» или переправлял их к Клаве Холодовой. Поэтическая почта тогда была обильной, а всего «Комсомолец» получал до 5 тысяч писем в год. Селенский, конечно, был классным правщиком: умело препарировал материал выделяя главную тему, писал эмоциональную врезку, придумывал броский заголовок и спасал скучный текст от корзины. Впрочем, позже издательские редакторы, которые работали с рукописями Селенского рассказывали, что с хохотом убирали некоторые его меткие, но как тогда казалось неактуальные выражения острослова. Пока Василич работал в редакции, вся молодежь крутилась в секретариате: всем хотелось услышать слово маэстро. Эксклюзивные мысли о творчестве, меткость и образность речи, сдобренной шутками и юмором завораживала его молодых коллег. «Вам надо больше двигаться по области», – говорил им он. Там, где-нибудь на дальней точке, на земснаряде в канале, в заповеднике или на тоне уже «зреет» информационный повод, найдите его, не пропустите. Не забудьте высказать свое мнение о событии, людях, проблемах, перспективах – читатель хочет знать ваше мнение. Но делайте это с умом, красиво, без нотаций. А потом, мы с вами газетеры, журналисты это где-то в журнале, а нам надо писать каждый день» – напутствовал он юных акул пера.

В конце нашей совместной работы мы долго обсуждали спецномер к очередному Дню Победы. Юрий Васильевич написал короткую передовицу, в которую вложил всю свою боль и мысли о войне и мире, о цене Победы и величии подвига нашего народа. На прощанье он дал мастер-класс: показал о чем и как надо спрашивать героев своих интервью. Беседа с легендарным волжским капитаном Шимиковым стала украшением номера.

За время работы в редакции «Комсомольца» Селенский отличился и как автор «Боевого листка», который мы с ним выпускали в секретариате. Посетители и сотрудники начинали читать его как серьезную прокламацию, потом начинали похихикивать, а уходили со слезами от смеха. «Вот так бы оригинально, с озорством газету выпускать, так нет же – скучищи на полосах полно» – сетовал великий острослов и юморист.

В конце 70-х Селенского кроме темы маленького человека в перипетиях больших событий, вновь взволновала тема экологии, сохранения природы Понизовья. Впрочем, все его книги так или иначе посвящены этой вечной теме. Он пишет серию заметок о Каспии в «Волге», выпускает книжку очерков. Сам заядлый рыбак он с негодованием, страстно пишет о расхитителях рыбных богатств, пророчески предсказывает роль Каспия и региона как продолжение Петровского замысла пути на Восток. В компании друзей писатель делится планами: закончить повесть «Не расти у дороги», заняться историей пребывания Дюма в Астрахани: книга была занятная. Он никому не показывает, что каждый день приходится бороться с тяжелым недугом.

В мае 1983 года писатель побывал в составе делегации советских литераторов во Франции. В местном Союзе писателей выпустили юмористическую стенгазету «Дихлофос» о похождениях Селенского в Париже: многие смеялись до упаду. А вскоре расхожее выражение «Увидеть Париж и умереть» стало правдой: в июле писатель скончался.

…Огромная похоронная процессия от Клуба журналистов прошла через центр города до Морского садика, где так любил отдыхать, думать и гулять Юрий Васильевич. В этот день многочисленные друзья, коллеги и просто горожане провожали в последний путь человека, который сочетанием своих умных слов и озорных мыслей, бесхитростными сюжетами и увлекательными историями объединил их в замечательное, неповторимое сообщество – астраханцы.

Александр Шляхов.
Фото из архива автора.