Меню Закрыть

ЛЕТЯГА Зоя Николаевна

Летяга Зоя Николаевна. Диктор астраханского телевидения, ведущая телепередач в 1960-70-х гг.


История телевизионного вещания в Астрахани начинается с ввода в строй любительского телецентра в декабре 1956 г., созданного по инициативе группы радиотехников. Неутомимым энтузиастам удалось смонтировать и настроить аппаратуру для телецентра, место для которого было отведено в правом крыле звонницы астраханского кремля. На тот момент ещё не было возможности заказать типовое телевизионное оборудование на специализированных заводах. Именно тогда в Астрахани и создаётся секция телевидения, которую возглавил Шерстнев Н.И., ставший первым директором любительского, а затем и промышленного телецентра. Таким образом, с конца 1956 г. астраханцы получили возможность четыре раза в неделю смотреть художественные, документальные фильмы и даже концертные программы, посылаемые Центральным телевидением. Уже через год на всю Астрахань насчитывалось около 1500 телевизоров.

Своего первого диктора астраханцы смогли увидеть в августе 1958 г. Промышленный же телецентр в Астрахани начинает работу с лета 1961 г. Начинается формирование творческого коллектива. Тогда же начинает свой профессиональный путь диктора Астраханского телевидения Зоя Николаевна Летяга, ставшая звездой экрана абсолютно для всех возрастных категорий Астраханцев. Родилась Зоя Николаевна в 1933 г. в Хачмассском районе Азербайджана, городе Худат. Мать Зои Николаевны была родом из Астраханской области, а отец из Житомирской. Но всё детство будущей телеведущей прошло в одном из микрорайонов Сочи, посёлке Дагомыс, где она заканчивает школу.

В семье Летяги всегда помнили её отважный поступок. Когда девочке было 13 лет, по нелепой случайности арестовали её отца, Зоя чувствую несправедливость, пешком отправилась до загородной дачи Сталина, которая тоже находилась в Сочи. Каким-то образом, ей удалось перелезть через все заборы, в итоге, уже находясь в доме, прямо перед самим Сталиным, она всё же была задержана его охраной. Но вождь велел отпустить ребёнка и разрешил рассказать, с какой целью она к нему пришла. Внимательно выслушав её, он пообещал разобраться. Уже через пару месяцев отец Зои вернулся к всеобщей радости домой, все обвинения с него были сняты.

После окончания школы Зоя поступила в Университет Орджоникидзе, после чего была направлена по комсомольской путёвке на работу в отдалённое село Новый Урух в Северной Осетии. Там на протяжении нескольких лет, в местной школе Зоя Николаевна преподавала русский язык и литературу, а впоследствии занимала должность сначала завуча, а потом и директора школы. Но родители переживали за ещё совсем молодую девушку, которой приходилось жить одной где-то в глубинке, практически, вдали от цивилизации. Зоя Николаевна вернулась домой, в Дагомыс, но работы по специальности в родном городе не нашлось. Тогда девушка решила попробовать себя в другой сфере деятельности и поехала на студию телевидения в Сочи, где какое-то время ей посчастливилось поработать с популярной советской телеведущей Валентиной Михайловной Леонтьевой.

В 1961 г. после получения приглашения на работу в Астрахань на студию телевидения, для Зои Летяги начинается новая жизнь.Настоящую известность ей принесла одна из самых первых запущенных на Астраханской телестудии передача под названием «У нас в гостях». На студию приходили известные люди: оперная певица Мария Максакова, советская эстрадная певица Нина Дорда, дрессировщик Вальтер Запашный. Зою Летягу знали как очень талантливого диктора, умеющего находить решение даже в самых нештатных ситуациях. Дочь Елена вспоминает рассказ матери о том, как к ней на программу пришёл в студию дрессировщик Вальтер Запашный со своим легендарным тигром Тайфуном.Был прямой эфир, и вдруг во время беседы Запашный неожиданно предложил ведущей погладить животное. Ничего не оставалось. Стараясь не выказывать страх, Зоя Николаевна погладила тигра, не смотря на его свирепый вид. За время записи передачи тигр тогда практически полностью изорвал весь студийный диван.

Диктором на телевидении Зоя Николаевна проработала десять лет, но семья для ведущей была на первом местеНужно было воспитывать дочь, а ночные передачи в прямом эфире поздно заканчивались. С 1971 г. Зоя Николаевна стала работать режиссёром в детской редакции. Вела детские программы, была узнаваема и горячо любима всеми астраханскими школьниками. Спустя время Зоя Николаевна становится директором программ Астраханского телевидения. До сих пор телезрители старшего поколения вспоминают Зою Николаевну Летягу как самого обаятельного и харизматичного диктора Астраханского телевидения 60-х гг XX в, законодательницу моды и обладательницу своего неповторимого стиля.

Н.В. Лосева
Источник


Воистину те, кого отмечают боги, уходят раньше из земной жизни. Так и случилось с первой телезвёздоч­кой, легендой и кумиром астраханских зрителей голубого экрана 60 – 70-х годов прошлого века Зоей Николаевной Летяга.

Широкое телевещание в СССР в те годы делало первые, самые сложные шаги. Громоздкая и допотоп­ная, по нынешним меркам, аппаратура, техническое не­совершенство и убогость художественного оформления, буквально пыточное освещение съёмочного павильона без кондиционеров (это при астраханском-то климате!) требовали от диктора – тогда ведущего всех без исклю­чения программ: от информационных до детских, от по­литических до музыкально-развлекательных – не прос­то мужества, но и героических усилий, сопряжённых не только с высочайшей ответственностью, но и с риском для собственного здоровья.

Свою первую аудиторию Зоя Николаевна «завоева­ла» в курортном Сочи, но при открытии студии в Астраха­ни была «перехвачена» обещанием на получение в пер­спективе собственной квартиры в рыбном крае.

Год открытия Астраханской студии телевидения совпал с годом очередного, вернее – внеочередного XXI съезда КПСС. О прямой трансляции программ ЦТ из Москвы тогда ещё помышлять боялись. Все офици­альные материалы о работе, ежедневных заседаниях съезда, снятые на «узкую» плёнку спецкорами столицы, в срочном порядке с помощью аэрофлота рассылались по местным телестудиям. Дикторский дефицит тех лет усугублялся ещё и тем, что катастрофически не хватало на экране мужской личности, мужского «гласа». Как изве­стно, нередко, а может и чаще, судьбу (судьба – суд Бо­жий!) решает случай. Так оно и случилось со мной. Имея уже небольшой опыт театральной «деятельности» в мас­совках облдрамтеатра и обучения в театральной студии при клубе «АстрГРЭС» (была такая в конце 50-х – начале 60-х годов под руководством главного режиссёра Театра юного зрителя Б.А. Наровцевича и опытнейшего педаго­га по технике речи Л.А. Николаевой), рискнул в подмогу предложить себя, благо всегда находился рядом, «под рукой», так как уже работал здесь помощником режиссё­ра. Восприняли доброжелательно, понравилось, голоса «легли», как говорится, в унисон, но в кадр, на экран, в те годы «без намордника», без экзамена «Конторы голубого бурения» (КГБ) никого не выпускали, даже при таланте общения, коммуникабельности. Таким образом, долго ещё я оставался за кадром, а в эфире, на экране, появ­лялась лишь Зоя Николаевна Летяга. Но и тех мгновений общения, творческого контакта, коллегиального сотруд­ничества мне хватило на четверть века плодотворной деятельности на дикторском поприще Республиканского ТВ в Казани, помогло дорасти до вершины высочайшего звания профессионального мастерства – диктора выс­шей категории Гостелерадио Республики Татарстан.

После того, как в 1961 году по рекомендации и на­стоянию своих первых учителей я покинул родной город, чтобы продолжить образование в Москве, и потом, вот уже почти полвека живя и работая в Казани, встречал не­мало педагогов, наставников, учителей. Но первые – это всегда, как родители, – незабываемы и вечны, немеркну­щие и самые яркие, как те звёзды, ориентируясь по ко­торым никогда не сойдёшь со своей тропы, высвеченной их светлыми ликами. Такой звездой до конца жизни оста­ётся для меня, и не только, негасимый, всегда доброже­лательный и светлый образ первого профессионального телеведущего – диктора Зои Николаевны Летяга.

Хаджи Абдулла ДУБИН,
экс-диктор Татарского телевидения.
2006 г.