Новгородова Эмилия Ивановна. Астраханская журналистка. Работала в областной газете «Волга», была организатором и ректором областного Университета рабочих корреспондентов.
У многих слушателей, в том числе и у меня, с первой пробы пера в университете рабкоров начался путь в профессию. Не было выпуска, а за 30 лет работы университета их состоялось пятнадцать, из которого кто-то потом не работал бы в средствах массовой информации. Не одно поколение журналистов выросло вместе с университетом, а многие выпускники на долгие годы связали себя с газетами, телевидением, радио в качестве внештатных авторов, оставаясь рабочими, инженерами, врачами, учителями, работниками научных и культурно-просветительских учреждений. Представьте, сотни активных квалифицированных рабочих и сельских корреспондентов, которые насыщали газету информацией с мест, привносили своё видение темы, помогали журналистам в работе с многочисленной редакционной почтой, участвовали в рейдах. Но прежде их надо было этому научить. Ведь в большинстве своём они приходили в университет с одной лишь благородной страстью, иногда даже не очень ясно осознаваемой, – печататься.
Помочь разобраться в этой смутной тяге, научить наблюдательности, внимательности, научить азам работы над материалом, привить чувство языка, этические нормы профессии призваны были лучшие журналисты областных редакций. Занятия по литературному языку, стилистике вели преподаватели пединститута, лекции по общеполитическим вопросам читали лекторы общества «Знание».
Но первая, вступительная лекция всегда была за Эмилией Ивановной Новгородовой, бессменным ректором университета в течение 25 лет. Именно она открывала «новобранцам» дверь в «газетный мир» и делала это мастерски и проникновенно. Многие годы, будучи её помощником и обязанная как бы «по долгу службы» присутствовать на первой встрече со слушателями, я тем не менее стремилась ещё и послушать Эмилию Ивановну. Она могла так передать собственное отношение к шипам и розам журналистского дела, что оно становилось как бы и твоим. Она умела этот первый день встречи с газетным миром сделать праздником души и ума. Она каким-то чудом умела подогреть веру в собственные силы, говоря при этом, что «овладеть техникой – не значит писать легко». Как же она была права! Она любила свою вторую, преподавательскую, профессию не меньше журналистской. Порой эта вторая отнимала её у первой, потому что требовала колоссальной отдачи. И с первой, и со второй, и с третьей, и с каждой последующей заметкой слушатели шли к ней. И те, кто учился сегодня, и те, кто окончил университет вчера. Она никого не отталкивала, не отказывалась работать даже с не очень подающим надежды рабкором. Не получалось в газетном, она помогала состояться в человеческом плане! Люди привязывались к ней крепко и надолго. Эмилия Ивановна и по-житейски была мудра, терпелива, щедра…
Когда мы провожали её в последний путь, я увидела много знакомых лиц – её учеников.
Университет не пережил своего ректора. Ему не хватало её души, работоспособности, веры в необходимость этого дела, да и времена настали другие. Газеты стали ориентироваться на профессионализм пишущих, необходимость в таком многочисленном отряде общественных корреспондентов отпала, хотя до сих пор этот вопрос считается спорным.
Но одно бесспорно. Для 160 журналистов университет рабкоров стал трамплином в профессию.
Марина КАМЫШЕНКО.
2006 г.