Редькин Марк Степанович (1908 – 1987). Родился в Астрахани. Советский фотожурналист, корреспондент Фотохроники ТАСС и газеты «Фронтовая иллюстрация» и других изданий в 1920-1930-х годах, военный фотокорреспондент на полях боевых действий в Великую Отечественную войну. Член Союза журналистов СССР. Заслуженный работник культуры РСФСР.
Вспоминает астраханский фотохудожник Виталий Лоянич
С Марком Степановичем Редькиным я познакомился во время его работы над фотоальбомом «Волга», вышедшим в 1975 году. В нём есть большой раздел, посвящённый дельте Волги во всей её уникальности и красоте.
На одной из первых страниц альбома – фотография, выполненная с вертолёта, на которой учебное судно «Михаил Корсунов» идёт по Волго-Каспийскому каналу в море. Я тогда работал на этом судне первым помощником капитана. Решением руководства главка «Каспрыба» учебное судно «Михаил Корсунов» было «передано» в распоряжение Марку Редькину для выполнения съёмок в дельте Волги и Каспийском море.
Вот тогда и зародилась наша дружба с легендарным фотографом, выдающимся советским фотомастером. Белоснежный корабль носился по Каспийскому морю или вставал на якорь в нужном месте иногда ради всего лишь одного фотосюжета.
Дружба эта крепла в ходе фотосъёмок для новых иллюстрированных альбомов, известных не только астра-ханцам, но и всему миру: «У реки, у моря», «Море Каспий», «Волжское Понизовье». Марк Степанович Редькин родился в Астрахани в начале века в семье профессионального моряка и с детских лет познал суровый характер седого Каспия.
В первые годы индустриализации страны, будучи ещё совсем молодым человеком, работал на судоремонтном заводе имени К. Маркса электросварщиком.
В год 75-летия Марка Степановича в Астраханском музее-заповеднике экспонировалась его персональная фотовыставка. Открывали её руководители области – первый секретарь Л.А. Бородин, председатель облисполкома М.А. Тюрин.
…Отец Марка привёз фотоаппарат «Фохтлендер». Первый свой снимок молодой фотограф сделал на заводе и отнёс его в редакцию «Коммуниста». Художник газеты Сергей Александрович Рябиков встретил фотодебютанта по-доброму.
Утром следующего дня, купив газету в киоске у проходной завода, Редькин увидел на первой полосе свой снимок. По воспоминаниям Марка Степановича, ему захотелось закричать, чтобы все слышали: «Это мой снимок! Собственный! Да ещё подписан-то как: «Снимок рабкора М. Редькина». С этого момента он стал получать задания от редакции. А спустя некоторое время заводской комитет комсомола поддержал его стремление овладеть новой специальностью и послал учиться в Ленинградский фотокинотехникум.
Окончив его в 1932 году, Редькин, не бросая фотожурналистику, работает сварщиком на канонерском заводе по реконструкции одного из морских судов, после переделки получившего название «Амут». «Амут» стал флагманом и плавбазой первой советской китобойной флотилии, а Марк Редькин – матросом, совмещая профессию фотографа. Вскоре после возвращения на родину Редькина призвали на военную службу. Проходил он её на флоте в Ленинградском приграничном отряде.
Краснофлотец Редькин становится активным корреспондентом и получает предложение работать в военной газете «Красная звезда». Участвует в походе военных кораблей, поднимается на аэростатах, летает на военных самолётах. Снимает военачальников, крупных партийных руководителей: К.Е. Ворошилова, А.А. Жданова, Н.Г. Кузнецова…
Дружит Редькин и с авиаторами: известным полярным летчиком Б.Г. Чухновским, М.М. Громовым, А.Б. Юмашевым, С.А. Данилиным и другими асами. В середине тридцатых годов Редькин работает в Союзфото, а затем переходит в фотохронику ТАСС. В те годы основным «рабочим инструментом» оставалась «Лейка».
Марк Степанович вспоминает: «В пятницу, 20 июня 1941 года, приехал я в летний лагерь одной из пограничных частей, недалеко от Ленинграда. Нужно было отснять боевые будни армии. На следующий день помогавший в съёмке старший политрук предложил порыбачить на озере. От такого отказаться невозможно. Плывём на лодке в предутренней заре, и вдруг со стороны границы стал нарастать гул самолётов. Через минуту-другую недалеко прогремело. Казалось, с большой высоты кто-то сбросил огромную пачку железных листов. У берега стоял красноармеец и махал нам руками. Быстро к берегу, забегаю в палатку, хватаю из-под подушки сумку с фотоаппаратом и скорее к машине. Сильные руки бойцов в один момент втягивают меня в кузов. Колонна движется в сторону границы. Снимаю, снимаю! Вчерашние ребята, беззаботно улыбающиеся в объектив, сейчас сосредоточены и серьёзны.
Так встретил Марк Степанович начало войны.
…Начались бесконечные поездки на рубежи великой битвы. Редькин фотографирует одного из защитников ленинградского неба, Героя Советского Союза, лётчика Степана Здоровцева – нашего земляка. Марк Степанович уговаривает командира авиачасти занять место стрелка-радиста в самолёте, чтобы сделать несколько снимков в воздухе. Первые два вылета прошли успешно. А на третий неожиданно появившийся «мессершмитт» повредил мотор самолёта. Высота была небольшая. Самолёт рухнул на деревья, не долетев до аэродрома порядка десяти километров. Штурман и командир погибли. Редькин был без сознания. Два месяца в госпитале Ростова-Ярослав-ского, и снова на линию фронта. Спецкором Редькина направляют на Брянский фронт. География съёмок широка. С радостью он фотографирует освобождённые города – Краснодар, Донецк, Керчь, Одессу, Севастополь, Вильнюс, Каунас…
Сюжеты военных репортажей Редькина разнообразны.
Конец войны Марк Степанович встретил в Берлине. Присутствовал при подписании документов о безоговорочной капитуляции фашистской Германии 8 мая 1945 года.
…Послышался властный голос маршала Г.К. Жукова, и немецкая делегация вошла в зал. Кейтель был в парадной форме, в фуражке с высокой тульей и маршальским жезлом в руках. В левом глазу у него сверкал монокль. Кто-то из журналистов заметил, что в его положении можно было бы одеться и поскромнее. Корреспонденты и кинооператоры собрались около длинного стола, где разместились делегации победителей.
Редькин заметил поодаль стол неизвестного назначения и устроился рядом с ним. Интуиция не обманула. За этим столом и был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.
Для Редькина война не закончилась. С группой журналистов он отправляется на Дальневосточный фронт. Снова города, города… Харбин, Дальний, Порт-Артур… После победы над Японией Редькин делает несколько снимков пленных японских генералов из командования Квантунской армии.
Редькин демобилизуется в звании майора и поступает на работу в журнал «Советский Союз». И снова широкая география работы фотокорреспондента Марка Степановича Редькина.
Баренцево море, сибирские реки Лена, Енисей, Обь. Спускался Редькин и на дно Черного моря. Много фотографий сделал полярной ночью.
Через несколько лет снова переходит в фотохронику ТАСС. Много и плодотворно работает для популяризации родного края. Нижняя Волга, Астрахань, Каспийское море вновь становятся объектами многочисленных съёмок. Ходит с рыбаками на промысел, встречается с учёными-ихтиологами, лесоводами, мелиораторами.
Съёмке всегда предшествовала тщательная подготовка. Марк Степанович был ещё и талантливым режиссёром-постановщиком. Взять хотя бы фотографию в книге «У реки, у моря» – дом быта «Кристалл». Непосвящённый человек скажет: «Вот повезло мужику с дождём». А было всё не так. На закате солнца в здании на всех этажах зажгли свет. Площадь перед зданием шесть поливочных машин обильно поливали водой. Осталось выбрать ракурс и нажать кнопку на фотоаппарате.
На подводной лодке «Северянка», переоборудованной под плавучую ихтиологическую лабораторию, Марк Редькин уходит в плавание. Так появляется фотография «Именины на дне океана».
Марк Степанович создал тысячи ценных в историческом плане фотографий. Он участник, начиная с 1940 года, примерно пятидесяти союзных и международных фотовыставок.
Безусловно, самая ценная фотолетопись, созданная М.С. Редькиным, – это съёмки во время Великой Отечественной войны.
Стремительно летит время. Но у меня в памяти свежи встречи с Марком Степановичем. Помнится случай, когда он после тяжёлой операции приехал в Астрахань продолжать фотосъёмки для альбома «Волжское Понизовье».
По случаю Дня Победы на площади Ленина проходил конкурс детский «Лучший рисунок на асфальте». В распоряжение Марка Степановича была выделена автовышка. И вот мы вдвоём будто плывём над фигурками юных художников. Словно большая стая белых птиц покрыла эту площадь… А конкурс проводил участник Великой Отечественной войны, известный художник Астрахани Александр Алексеевич Романов.
Марк Степанович Редькин обладал неиссякаемой энергией, любознательностью, умел отделить главное от второстепенного, быстро сходился с людьми, обладал ненавязчивым юмором.
Виталий ЛОЯНИЧ.
Марк Степанович в Астрахани. Фото В.Лоянича.